Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Их число в мире продолжает значительно расти. Одним из направлений стратегии развития системы реабилитации до 2020 года является работа с детьми с возможными трудностями в развитии .
В современном обществе всё чаще приходится сталкиваться с проблемой развития и реабилитации детей с ОВЗ. В процессе воспитания ребенка с ОВЗ, педагоги и родители неизбежно сталкиваются с проблемой социализации и адаптации ребенка в обществе. К детям с ОВЗ относятся и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата .
Детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) отличает наличие двигательного дефекта (характеризуется задержкой формирования, недоразвитием, нарушением или частичной утратой двигательной функции). Часть детей рассматриваемого контингента не имеют нарушений познавательной деятельности, поэтому им не требуется специально-организованное обучение и воспитание. Абсолютно всем детям с нарушением ОДА необходимы особые условия жизни, обучения, организованная последующая трудовая деятельность. Большая часть детей с нарушением ОДА представлена детьми с церебральным параличом (ДЦП) – данное заболевание относится к заболеваниям нервной системы, часто ведёт к инвалидности. Причиной ДЦП является недоразвитие или повреждение мозга на этапе раннего развития. Двигательные нарушения у детей с ДЦП часто представлены сочетанием с нарушением психического развития, нарушением речевого развития, могут быть нарушены функции зрения или слуха. В связи с этим детям необходима лечебная, психолого-педагогическая, социальная помощь .
Цель исследования – изучить воздействие терренкура на детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Задачи исследования:
1) проанализировать литературу по исследуемой проблеме
2) изучить воздействие терренкура на детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Объект исследования –процесс реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Предмет исследования – терренкур как вид физической реабилитации детей с нарушениями ОДА.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
1. Теоретические аспекты нарушения функций опорно-двигательного аппарата у детей
1.1 Причины, этиология и патогенез нарушений опорно-двигательного аппарата у детей
По современным данным, дети с врожденными или приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата представляют большую группу. В эту группу входят пациенты, нарушения у которых возникли вследствие перенесенных заболеваний или патологических изменений в организме:
- Детский церебральный паралич;
- Следствия нейроинфекций;
- Полиомиелит;
- Врожденная деформация и недоразвитие конечностей;
- Врожденный вывих бедра;
- Косолапость;
- Аномалии развития позвоночника;
- Кривошея;
- Артрогрипоз;
- Повреждения спинного и головного мозга вследствие травм;
- Артриты и полиартриты;
- Туберкулез суставов и костей;
- Новообразования костей;
- Рахит и др.
Среди группы пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата наибольшее внимание уделяется детям с церебральным параличом, поскольку данная патология сопровождается рядом других нарушений: психических, слуховых и речевых. Дети с церебральным параличом требуют медико-психологического комплексного лечения, в которое будут включены методики социальной адаптации, работа с психологами, педагогами, логопедами, реабилитологами .
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата – это такие дети, у которых наблюдаются двигательные расстройства, различные по происхождению и по проявлениям. Причем, кроме двигательных и речевых нарушений чаще всего имеют место быть некоторые специфические отклонения в психическом развитии. Исследователи отмечают, что дети с двигательными нарушениями имеют ограничения в предметно-практической деятельности, что приводит к недостаточному развитию их предметного восприятия. Ограничения в движении затрудняют так же и манипуляцию с предметами (восприятие «на ощупь»), что приводит к ограничениям в развитии познавательной деятельности в целом уже с раннего возраста. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата быстро утомляются, поэтому им не рекомендуются длительные физические нагрузки. Специфические особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата позволяют их отнести к группе детей, испытывающих значительные трудности в социальной адаптации .
Все вышеперечисленные особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата предопределяют систему методов и средств обучения и воспитания, организации коррекционной работы. Задача воспитателя ДОУ, работающего с детьми данной категории – провести отбор наиболее эффективных приемов, средств для коррекционной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Система коррекционной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата должна быть системной, комплексной, и включать себя педагогическую, медицинскую, психологическую, логопедическую и социальную помощи. Данную систему необходимо организовать так, чтобы все направления данной системы эффективно взаимодействовали. Только при этом условии коррекционная работа с данными детьми будет эффективной.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата будут значительно медленнее развиваться по сравнению со своими сверстниками. Они позже начнут держать голову, переворачиваться на живот и с боку на бок, сидеть, стоять и ходить. В особенно тяжелых случаях они не могут ходить, осознанно контролировать движения своего тела, обслуживать себя самостоятельно.
При средней степени нарушений опорно-двигательного аппарата ребенок овладевает навыками ходьбы, но делает это неуверенно и не может самостоятельно передвигаться по городу или пользоваться общественным транспортом. Навыки самообслуживания развиты, но не на достаточном уровне.
При наличии легкой степени нарушений двигательного аппарата, ребенок ходит уверенно и может ездить в городском транспорте самостоятельно. Он может себя обслуживать. Заболевание проявляется нарушением походки, резкими непроизвольными движениями, снижением мышечной силы.
Для социальной адаптации детей с легкой и средней степенью тяжести нарушений первостепенно внимание уделяют развитию навыков самообслуживания и самостоятельного передвижения. Важным умением для ребенка с нарушением опорно-двигательной активности является способность самостоятельно удовлетворять физиологические потребности, выполнять правила личной гигиены (мыться, подстригать ногти, чистить зубы) и делать ежедневную бытовую работу (одеваться, пользоваться застежками, мыть, разогревать еду, посуду). Ребенка постепенно обучают самостоятельно кушать и пользоваться бытовыми приборами. Со временем при положительных успехах он учится готовить еду и выполнять бытовые потребности (покупать продукты, одежду, оплачивать счета, делать уборку).
В современной литературе выделены основные виды нарушений ОДА у детей:
- к заболеваниям нервной системы относятся ДЦП и полиомиелит;
- к врождённым патологиям ОДА относится: наличие врождённого вывиха бедра, врождённая кривошея, наличие косолапости и других деформаций стоп, нарушение в развитии позвоночника, различные недоразвития и дефекты конечностей, аномалия в развитии пальцев кисти, врождённые уродства (артрогрипоз).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные вопросы современной педагогики 2013 ноябрь. Материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа: Лайм, 2013. – 238 с
2. Васильева В.С., Буркова Е.А. Педагогическая практика в дошкольных организациях для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Учебно-методическое пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. — 233 с.
3. Вестник новых медицинских технологий 2011 №03 Том XVIII. - Тула: Тульский государственный университет, медицинский факультет; НИИ новых медицинских технологий. — 340 с.
4. Гайдук А. А. Программа динамического наблюдения детей школьного возраста с перекосами таза / А. А. Гайдук, А. А. Потап-чук // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. - 2010. -Т. XVII. - № 3. - С. 59-63.
5. Давиденко В.Н. Оздоровление средствами лёгкой атлетики. - Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2012. — 118 с.
6. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
7. Камскова Ю.Г., Сарайкин Д.А., Павлова В.И., Бачериков Е.Л. Лечебная физкультура и массаж. Учебно-методическое пособие. — Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2018. — 202 c.
8. Малашенкова М.В. Система массового спортивного оздоровления и использования рекреационного потенциала горноклиматических курортов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора биологических наук: 14.00.51 – восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, курортология и физиотерапия. — Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. — Москва, 2009. — 45 с.
9. Молодой учёный 2016 №19 (123) октябрь -1 Что это??(Такой же вопрос. Лучше убери и переделай сноски в соответствии с уже измененным порядком )
10. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // И.Ю. Левченко, О. Приходько. – М.: Академия, 2010. – 186 с.
11. Организация и содержание психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата: методические рекомендации с использованием опыта работы МАДОУ «Детский сад № 8 компенсирующего вида» г. Сыктывкара] / [сост. А. В. Королева] ; Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. – Сыктывкар: КРИРО, 2015. – 63 с.
12. Панкратова О.Н. Терренкур и скандинавская ходьба как средство физической активности студентов на отдыхе. М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2018. — 54 с.
13. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта 2011 №03 (20) Российский электронный журнал. Республика Татарстан, г. Набережные Челны. Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. 2011. – 146 с.
14. Россия в пространстве глобальных трансформаций: в фокусе наук о человеке, обществе, природе и технике. Девятнадцатые Вавиловские чтения: материалы постоянно действующей международной междисциплинарной научной конференции / под общей редакцией профессора. В.П. Шалаева. — Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016. — 410 с.
15. Хованская Г.Н. Общие основы медицинской реабилитации в педиатрии: пособие для студентов педиатрического, медикопсихологического, медико-диагностического факультетов и врачей / Г.Н. Хованская, Л.А. Пирогова. – Гродно : ГрГМУ, 2010. – 184 c.
16. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. - http://mbu128.ru/garmoniya-razlichij/198-deti-s-narusheniem-oporno-dvigatelnogo-apparata.html
17. Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - https://mednavi.ru/razvitie-detej-s-narusheniyami-oporno-dvigatelnogo-apparata/
18. Реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры. - http://pedlib.ru/Books/4/0316/4_0316-2.shtml